Республика Казахстан за годы независимости прошла сложный путь реформирования всех сфер АПК. Сегодня сельское хозяйство преодолело пик спада производства, который был на этапе перевода экономики на рыночные механизмы управления, и начиная с 1999 г. отрасли сельскохозяйственного производства и связанные с ним сферы переработки продукции развиваются во всех регионах достаточными темпами. Этому в немалой степени способствовали адаптация товаропроизводителей к новым экономическим условиям, развитие других отраслей народного хозяйства, повышение доходов населения, несколько увеличивших спрос на продукты сельского хозяйства и его переработки, проводимая государством аграрная политика, развитие экспорта.
В данный период экономического развития Республики Казахстан анализ сельскохозяйственной отрасли, с точки зрения обеспеченности ее факторами производства, позволяет оценить ее как очень привлекательный сектор для включения в список приоритетных, с целью ускорения развития за счет кластерного подхода. Существующий региональный рынок характеризуется большим спросом на казахстанскую продукцию, в частности, на зерно, мясо, молоко, плоды и овощи, хлопок, кожсырье, шерсть, рыбу и продукты глубокой их переработки.
Для развития агропромышленного комплекса Казахстана была разработана и внедрена Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития. Данная программа проводится в нашей стране в два этапа, это первая пятилетка – ГП ФИИР-1 (2010-2014гг), и вторая – ГП ФИИР – 2015-2019гг.
Роль государства при проведении индустриальной программы сводится лишь к созданию максимально комфортных условий для запуска предприятий. При этом оно не обязано оказывать прямую финансовую поддержку бизнесу,
Главная цель ГПФИИР - диверсификация и повышение конкурентоспособности экономики путем развития несырьевого сектора экономики и улучшение благосостояния народа за счет роста доходов.
ГПФИИР – это целая система инструментов господдержки, отраслевые программы, программы развития территорий, стратегические планы государственных органов.
Внимание Госпрограммы сфокусировано на 3-х направлениях:
- Максимальная отдача от природных ресурсов (глубина переработки сырья развитие смежных производств, энергоэффективность);
- Повышение эффективности человеческих ресурсов (производительность труда, вовлечение неэффективно занятого населения);
- Реализация геополитического потенциала (максимальная реализация ТС – рынок 170 млн человек, завоевание позиции посредника – Эксперт по Азии и СНГ).
Начало первой пятилетки совпало с кризисным периодом. На тот момент очень важно было дать бизнесу сигнал, что государство будет максимально поддерживать предпринимательские инициативы в промышленности. Все активные инициативы бизнеса были проанализированы и систематизированы, запущены новые программы и инструменты поддержки.
В целом, эта работа выполнена: завершены проекты, стартовавшие до ГПФИИР, и начата реализация новых проектов. Конечно, есть проблемные проекты, но их доля незначительна. И все они – проекты «первой волны», те, которые были включены в ГПФИИР в 2010-2011 годах.
В первую пятилетку почти все деньги были вложены в дорожно-транспортную инфраструктуру. Это парадокс первой пятилетки. То есть в основном деньги были потрачены не на реализацию промышленной политики. В части, где национальные компании инвестировали в проекты, результат достаточно хороший, проекты реализуются. Но транспортная инфраструктура только косвенно имела отношение к ПФИИР. То есть существовала проблема планирования средств. Не было четкого понимания, что такое ГПФИИР, где границы программы. Внутри правительства только формировалось это понимание.
Ход реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию (ГПФИИР) Республики Казахстан, так же, как и ее эффективность, вызвали много вопросов и сомнений у некоторых экспертов.
В целях финансового обеспечения госпрограммы в период с 2010 по 2013 годы было выделено порядка 3,7 трлн тенге. Кроме того, на реализацию инвестиционных проектов привлечено более 2,4 трлн тенге частных инвестиций.
В карте индустриализации преобладают проекты в развитие агропромышленного комплекса (АПК) и сельхозпереработки – 312 проектов
При реализации программы был допущен ряд ошибок. В первую очередь, излишне широкий спектр отраслей в рамках программы не позволил эффективно сосредоточить ограниченные по количеству доступные ресурсы на развитии ее приоритетных направлений. Во-вторых, нарушение связи между ГПФИИР и разработанными для ее реализации отдельными отраслевыми программами, что негативно отразилось на результатах – ряд мероприятий по реализации отраслевых программ не был направлен на достижение поставленных целей ГПФИИР. В-третьих, недостаточно оперативное взаимодействие между государственными, местными исполнительными органами и институтами развития, что привело к увеличению сроков принятия решений и снижению эффективности государственной поддержки. В-четвертых, отсутствие единого методологического инструментария для планирования, сбора и обобщения информации о ходе реализации, анализа данных мониторинга и достижения запланированных мероприятий.
Однако необходимо понимать, что не все зависело только от усилий государства. Успех экономического развития в значительной степени связан с тем, насколько эффективны предприниматели. Бизнес-среда как основная движущая сила развития промышленности должна быть готова к предлагаемым направлениям, осмыслить их, опробовать. На выстраивание взаимоотношений с предпринимателями тоже потребовалось какое-то время.
Следующий этап индустриализации на 2015-2019 годы разрабатывался с учетом накопленного опыта реализации ГПФИИР. Так, например, формируются новые подходы к отбору и поддержке реализации проектов карты индустриализации, предусматривающие усиление ответственности бизнеса за коммерческий успех проектов.
За пять лет реализации первого этапа индустриализации удалось достичь следующих положительных результатов. Так, реальный прирост ВВП составил 30% (с 16,1 до 34,1 трлн тенге). Реальный прирост ВДС несырьевого сектора – 30,4% (с 11,8 до 24,5 трлн тенге). ВДС обрабатывающей промышленности увеличилась в реальном выражении на 24,5% (с 1,8 до 3,7 трлн тенге). Производительность труда в обрабатывающей промышленности выросла в 1,6 раза (с $37,3 до $57,5 тыс. на человека). Инновационная активность предприятий выросла вдвое (с 4,0 до 8,0%). Энергоемкость ВВП снизилась с 2008 по 2013 год на 13,6%.
В рамках темы доклада, рассмотрим анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз агропромышленного комплекса РК.
Сильные стороны:
- постоянный рост валового продукта АПК;
- Казахстан является мировым лидером в производстве пшеницы и пшеничной муки;
- АПК Казахстана получает значительную государственную поддержку;
- обеспеченность земельными и водными ресурсами;
- высокий потенциал производства и экспорта органической продукции.
Слабые стороны:
- низкая продуктивность животных;
- низкая урожайность основных культур растениеводства;
- низкая производительность труда;
- низкий уровень рентабельности субъектов предпринимательства;
- низкая внедряемость НИОКР;
- низкая степень распространения современных агротехнологических знаний;
- низкая эффективность системы финансирования и страхования.
Возможности:
- развитие импортозамещения и реализация экспортного потенциала в ряде отраслей АПК;
- формирование эффективной государственной поддержки отрасли;
- развитие товарного рыбоводства, экспорта мяса КРС, отгонного животноводства, производства яблок, масличных, других видов продукции.
Угрозы и риски:
- макроэкономические риски, обусловленные ухудшением внутренней и внешней конъюнктуры мировых цен на продукцию отрасли;
- рост конкуренции на международных рынках, в связи со вступлением в ВТО по ряду видов продукции;
- неблагоприятные изменения природно-климатических условий, как краткосрочные, так и долгосрочные (глобальное потепление климата и связанное с этим увеличение пустынных и полупустынных земель, рост дефицита водных ресурсов, нестабильность погодных условий и др.);
- критический износ инфраструктуры по транспортировке продукции до целевых рынков сбыта и связанное с этим удорожание стоимости доставки;
- распространение заболеваний животных и растений и загрязнение природной среды, паразитических видов растений, животных, рыб, насекомых, что вызовет снижение доступности земельных, водных и других ресурсов и снижение продуктивности отрасли в целом, может снизить экспортный потенциал АПК РК;
- истощение потенциала земельных, водных, биологических ресурсов, генетического потенциала животных, растений и рыб в результате краткосрочной ориентации на прибыль, дефицита финансирования, несоблюдения научно-рекомендованных нормативов использования ресурсов;
- риск неэффективного государственного регулирования отраслью, что может вызвать рост транзакционных издержек СХТП, неэффективное использование государственных средств, выделенных на поддержку развития отрасли, искажение сигналов рынка и перекосы в структуре производства и переработки продукции.
В ходе реализации программы удалось достичь таких результатов:
- объем валовой продукции сельского хозяйства в 2010 году составил 1,441 триллиона тенге, а в 2013 году 2,5 трлн тенге.
- в 2010 году в Республике Казахстан собрано 12,2 млн. тонн зерна в весе после доработки. Валовой сбор масличных культур составил 775,5 тыс. тонн, овощей - 2,6 млн. тонн, а в 2013 году несмотря на сложные погодные условия, собрано 19 млн тонн в чистом весе, что на 48% больше уровня 2012 года, более того в 2013 году достигнута рекордная урожайность хлопка (28,7ц/га), картофеля (181,5 ц/га), овощей (238,7 ц/га) и бахчевых культур (212,4 ц/га).
- посевная площадь сельскохозяйственных культур в 2013 году оставалась на уровне 2012 года и составила 21,5 млн. гектаров.
- нельзя не отметить, что казахстанские аграрии смогли также полностью закрыть внутреннюю потребность страны в растительном масле.
- 2013-м сбор масличных культур в 3 раза превысил сбор 2006 года. Объем производства в сельском хозяйстве растет год от года. Подготовились в стране и к ближайшей уборке урожая. Рабочие емкости хранения овощей и картофеля составляют порядка 1,1 млн. тонн единовременного хранения. Общий процент обновления сельхозтехники составил 1,8%.
В этом году на поддержку сельхозтоваропроизводителей было предусмотрено 150 миллиардов тенге, однако выделена лишь половина. В следующем сезоне разрыв будет такой же. Отметим, что отраслевая программа «Агробизнес-2020» была принята в прошлом году в связи с усилением конкуренции в условиях Таможенного союза и предстоящим вступлением Казахстана в ВТО. Таким образом, мы видим определенный эффект, когда субъекты АПК – пищевые, перерабатывающие предприятия – очень надеялись на получение субсидий, но этих субсидий не хватает. Тем не менее без сопоставимого уровня поддержки, к сожалению, мы не сможем достичь запланированных показателей.
Миллиарды тенге, выделенные из бюджета на финансовое оздоровление субъектов АПК, могут быть не освоены. Поступило всего 223 заявки. Причина - плохая информированность и слабая работа финансовых институтов. Программа финансового оздоровления направлена на улучшение состояния сельхозтоваропроизводителей и снижение рисков банкротства. Она подразумевает меры господдержки - удешевление кредитов субъектов АПК на 7% годовых, продление сроков возврата кредитов и списание штрафов и пени. За сроки действия программы одобрено 217 заявок - на сумму почти 170 млрд.тенге. Возможность сельхозтоваропроизводителям пролонгировать, рефинансировать, реструктурировать свои кредиты по процентной ставке, 7% субсидируется со стороны государства. Общий срок кредита может быть пролонгирован до 9 лет. При этом списываются все штрафы и пени, и есть возможность предоставления льготного периода до 2 лет.
Важным считаем развитие агропромышленного комплекса. Здесь можно выделить вопрос сельхозпереработки. Как недавно отметил Глава государства на расширенном заседании Правительства, в Казахстане перерабатывается только 30 процентов мяса и 40 процентов молока. Для улучшения ситуации необходимо, чтобы продукция АПК доходила до рынков без посредников, и еще нужно обеспечить аграриев доступными «длинными» финансовыми средствами. Во всех районах созданы филиалы региональных палат предпринимателей, которые будут работать именно в этом направлении.
Уровень производительности в АПК вырос на 50%. Однако в это усилия Правительства и министерства вложены небольшие. Это происходит потому, что основные инструменты повышения производительности труда появились недавно, в новой программе «Агробизнес-2020», которая даже еще не стартовала.
Вопросы развития сельского хозяйства в последнее время вызывают неподдельный интерес. В растениеводство пришли новые технологии, идет обновление техники, совершенствуется система субсидирования. Новый импульс получило и развитие животноводства. Государство выделило огромные средства на развитие этой отрасли, которой в предыдущие годы не уделялось нужного внимания. Но сельское хозяйство тем и отличается от других отраслей народного хозяйства, что по определению сопряжено со многими трудностями, которые необходимо оперативно решать.
С целью подъема экономики села за последние десять лет были приняты государственные и отраслевые программы по развитию и поддержке АПК и села, подкрепленные солидными финансовыми ресурсами. Только в 2013 году на кредитование субъектов АПК выделено 60 млрд. тенге бюджетного кредита.
Развитие сельского хозяйства является важным приоритетом для Казахстана. Экономическая интеграция с Россией, Беларусью и вхождение республики во Всемирную торговую организацию ставят во главу угла повышение конкурентоспособности отечественного агропромышленного комплекса.
Список использованных источников
1. Официальная страница Техноагросервис Статья на тему «Агропромышленный комплекс Республики Казахстан». http://tass.kz/wordpress/glavnaya/agropromyshlennyj-kompleks-respublik
2. Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014. Утверждена указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 958
3. Концепция индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015 - 2019 годы. Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2013 года № 1497. http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1300001497
4. Официальный интернет ресурс Министерства сельского хозяйства РК http://www.minagri.gov.kz/
5. Агентство РК по статистике http://www.stat.gov.kz/
6. Итоги реализации государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию (2010-2013гг.) http://infonedra.kz/item/itogi-realizatsii-gosudarstvennoj-programmy-po-forsirovannomu-industrialno-innovatsionnomu-razvitiyu-2010-2013-gody
7. Доклад Асета Исекешева на совещании Правительства о ходе реализации Программы ФИИР http://i-news.kz/news/2011/08/23/5990544-doklad_aseta_isekesheva_na_soveschanii_p.html
8. Отчет правительства о работе по реализации государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития страны за первое полугодие 2014 года, http://today.kz/news/kazakhstan/2014-07-02/gpfiir-2-budet-chetko-uvyazana-s-regionalnoj-specifikoj-kazaxstana/
9. Интервью А. Исекешева от 12 Июня 2014. Опубликовано в Новости. http://kioge.kz/ru/press-tsentr/novosti/366-12-06-2014oiln